Статьи

Как не нарушать авторские права при создании контента?

В этой статье мы расскажем, как легально размещать материалы на вашем веб-сайте или иных ресурсах, например на маркетплейсах.

Для продвижения бизнеса на маркетплейсах, в социальных сетях, на веб-сайтах и в рекламных кампаниях необходим контент – текстовые материалы, фотографии и видеоролики. Однако, использование материалов, созданных другими, запрещено, поскольку они защищены авторским правом, и владелец авторских прав может потребовать компенсацию. В этой статье мы объясним, как предприниматели могут на законных основаниях использовать контент, созданный другими, и защищать свои собственные права.

Что такое авторское право?

Авторское право – это законное право человека на созданный им объект интеллектуальной собственности. Создатель может распоряжаться этими объектами по своему усмотрению, а именно, приписывать их себе, публиковать, вносить изменения и продавать.

Авторское право включает в себя два типа прав: личные неимущественные права и имущественные права, также известные как исключительные права. Правообладатель может распоряжаться имущественными правами, то есть разрешать другим лицам коммерческое использование произведений. Личные права подразумевают, что человек имеет право указывать свое имя на контенте и публиковать его.

Авторское право возникает автоматически, например, при написании первых строк текста или создании фотографии. Нет необходимости официально регистрировать контент или публиковать результаты, чтобы получить авторские права.

Закон защищает работы от использования другими лицами. Например, никто не может безнаказанно взять чужую фотографию, добавить фильтр и разместить ее на своем веб-сайте без согласия правообладателя.

Какие материалы защищены авторским правом?

Объектами авторского права являются произведения в области науки, литературы и искусства. Ориентировочный перечень приведен в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вот несколько примеров, которые имеют отношение к онлайн-ресурсам:

  • Тексты.
  • Комиксы.
  • Мелодии и песни.
  • Видео.
  • Шрифты.
  • Фотографии и иллюстрации.
  • Карточки товара и так далее.

Какие объекты не защищены законом?

Важно помнить, что закон не охраняет идеи. Материалы должны существовать в письменной, устной или цифровой форме. Например, если предприниматель разработал концепцию рекламного ролика, но не зафиксировал ее, а затем ее использовали конкуренты, то требовать компенсацию будет невозможно.

Кроме того, согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, авторское право не распространяется на фольклор, официальные документы, государственные символы, факты и открытия.

Как защитить свои работы от копирования?

Авторские права по умолчанию принадлежат лицу, создавшему материал, но это не всегда защищает от плагиата. Если кто-то незаконно использует чужой труд, автор может обратиться в суд за компенсацией. Вот что нужно учитывать, чтобы быстрее доказать свою правоту в случае разбирательства.

Укажите авторство

Создателем считается лицо, чье имя указано на экземпляре или оригинале произведения. Это правило действует до тех пор, пока не будет доказано обратное. Поэтому, чтобы защитить свои работы, подпишите их: укажите свое имя под текстом или на фотографии.

К подписи иногда добавляют дату создания и знак охраны авторского права – ©. Он обычно размещается на фотографиях, под статьями или в конце видеороликов. Кроме того, знак охраны авторского права размещается в нижнем колонтитуле веб-сайта, то есть в нижней части страницы, где указаны телефон, адрес и социальные сети компании.

Авторское право в нижнем колонтитуле веб-сайта

Авторское право в нижнем колонтитуле веб-сайта дает понять, кому принадлежат права на контент. Если кто-то украдет произведение, удалит имя или знак охраны авторского права, правообладатель имеет право обратиться в суд для получения компенсации.

Отправьте себе электронное письмо

Все, что вам нужно сделать, это отправить себе электронное письмо с текстом, видео или изображением в качестве вложения. Если дело дойдет до судебного разбирательства, у создателя будет доказательство того, что материал появился в его почтовом ящике раньше, чем у нарушителя.

Заверить документ у нотариуса

Эта услуга называется «удостоверение времени предъявления документов» и подходит только для печатных материалов. Заверить видео, музыку или подкаст невозможно.

Чтобы получить услугу, клиент приносит нотариусу свою работу в двух экземплярах. Нотариус проверяет их, а затем указывает свое имя, адрес нотариальной конторы, время предъявления, имя автора и его адрес на материалах. После этого один экземпляр документа остается у создателя, а другой – у нотариуса.

Депонировать контент

Копия работы и ее описание передаются в организацию, занимающуюся депонированием контента. Они выдают свидетельство с информацией о создателе и датой передачи. Документ действует в течение 70 лет.

Ранее депонированием контента занималось Российское авторское общество. В настоящее время такие полномочия есть у таких сервисов, как «IREG» и Национальный реестр интеллектуальной собственности, которые регистрируют авторские права онлайн.

Зарегистрируйте объект права в Роспатенте

Этот метод подходит, если вам необходимо закрепить за собой базу данных, программу или логотип. Для этого в Роспатент онлайн или лично подаются следующие документы:

  1. Заявление о регистрации по форме, утвержденной ведомством.
  2. Описание продукта, например, исходный код программы, изображение и характеристики логотипа.
  3. Согласие на обработку персональных данных.
  4. Для программного обеспечения – согласие создателя на указание информации об авторе.

Заявителю будет предложено оплатить государственную пошлину. Для регистрации программ компании вносят 4500 рублей, а физические лица – 3000 рублей. После этого автор получает свидетельство, программа добавляется в специальный реестр, а информация о ней публикуется в официальном бюллетене Роспатента.

Шаблоны необходимых документов размещены на сайте Роспатента, там же можно рассчитать размер пошлины в специальном калькуляторе.

Ну, а если вы торгуете на маркетплейсах и ваши товарные карточки постоянно “крадут”, то я, Дмитрий Нечитайло, расскажу как защитить авторское право.